eNano и ФИОП РОСНАНО приняли участие в Международной научно-практической конференции «НАНОТЕХНОЛОГИИ – ПРОИЗВОДСТВУ-2014»

Компания eNano приняла участие в X-ой Международной научно-практической конференции «НАНОТЕХНОЛОГИИ – ПРОИЗВОДСТВУ-2014», проходившей 2-4 апреля в наукограде Фрязино.

Здесь ежегодно собираются специалисты-нанотехнологи и специалисты промышленных предприятий, ученые и бизнесмены, инвесторы и представители госинституций – все, кто заинтересован в промышленном внедрении нанотехнологий и практической коммерциализации результатов разработок.  В этом году в роли организаторов, помимо Министерства образования и науки РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, выступил Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО.

Цель конференции – максимально продуктивно содействовать деловому сотрудничеству в создании и развитии наноиндустриальных производств. Такие предприятия ориентированы на разработку принципиально новых видов продукции, на снижение энергоемкости технологических процессов, повышение безопасности, улучшение качества жизни людей за счет практического применения нанотехнологий в нашей повседневности.

Компания eNano, созданная Фондом инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, представила два доклада на актуальные темы: «Профстандарт как механизм формирования образовательных программ для профессиональной переподготовки специалистов компаний наноиндустрии» и «Перспективы применения интерактивных моделей обучения в дистанционной образовательной практике».

В них рассказывается об особенностях дистанционного дополнительного профессионального образования в инженерной сфере, о необходимости единой стандартизации оценки квалификаций специалистов высокотехнологичной отрасли, о создании профстандартов, которые станут регламентирующим инструментом, о подготовке специалистов к сертификации по профстандартам. Подробно ознакомиться с докладами eNano можно будет после публикации сборника материалов конференции и в журнале "Нанотехника".

На сегодня в ряде отраслей существует проблема - у работодателя нет единого инструментария для оценки специалиста или выпускника вуза при приеме на работу. В качестве одного из путей решения проблемы и была выбрана идея разработки профессиональных стандартов. Это сделало возможным проведение процедуры сертификации квалификаций, причем не только в качестве оценки соответствия специалиста конкретным трудовым функциям, но и в качестве механизма общей стандартизации качества образовательных услуг и образования в целом.

Как это работает?

Инструментом единой стандартизации, быстрой и точной оценки квалификаций специалистов отрасли служит профессиональный стандарт (ПС). В нем описаны трудовые функции (например, инженера по верификации и тестированию наноразмерных интегральных схем), навыки и компетенции, которыми должен обладать специалист. Один из первых разработанных ПС стал профессиональный стандарт в метрологии, который регламентирует метрологическое обеспечение качества и единства измерений.

Чтобы подтвердить свою квалификацию в соответсвии с профстандартом необходимо пройти сертификацию. Чтобы его получить сертификат, специалистам подчас нужна дополнительная подготовка. Такое обучение реализуется дистанционно, с применением интерактивных моделей обучения – это и технологии виртуальной лаборатории, и взаимосвязь системы тестирования с оценкой квалификаций специалистов, электронные обучающие симуляторы и удаленные практикумы, а также персонализация обучения. Для создания полноценных электронных образовательных курсов помимо информационных блоков требуется наличие интерактивных заданий и контрольно-измерительных материалов, а также разработка каналов обратной связи с учащимися. Концепция практико-ориентированной дистанционной формы обучения реализована, например, в интерактивных курсах "Виртуальная лаборатория по наноэлектронике" и "Виртуальная лаборатория по нанометрологии". Виртуальные лаборатории имитируют работу современного промышленного оборудования, создаются на базе новейших мультимедийных технологий и позволяют выполнять образовательную и контрольную функции одновременно. Выполнение операций на интерактивных тренажерах может сопровождаться обратной связью с тьютором, слушатели также могут общаться между собой. Такая возможность реализована посредством вебинаров и форумов.

Роль виртуальных лабораторий в подготовке и оценке квалификаций специалистов определяется навыками и умениями, которые на практике доводятся до уровня полного соответствия требованиям профессионального стандарта, а возможности оценки и тестирования знаний по результатам выполнения лабораторных работ позволяют определить насколько сотрудник готов к сертификации по выбранным трудовым функциям.

В деловой программе конференции прозвучали доклады по отдельным направлениям развития нанотехнологий и были организованы круглые столы.

На круглом столе «О роли профессиональных стандартов в подготовке специалистов для предприятий наноиндустрии» выступила Н.Л. Яблонскене – руководитель направления Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО).

Здесь обсуждалось проектирование ПС специалиста производства, а также векторы развития от профессиональных стандартов к образовательным программам опережающей профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров для наноиндустрии.

На эти темы пообщались и высказали свои экспертные мнения О.Ф. Очин (ООО «НТО «ИРЭ-Полюс»), С.У. Нисимов и Т.Е. Любовская (Фонд инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО)), представители ФГБОУ ВПО НИ ТПУ, ХК ОАО «НЭВЗ-Союз».

Поделиться в соцсетях