Вебинар по созданию электронного курса: кейс Вятского государственного университета
21 ноября в eNano состоялся вебинар-практикум для разработчиков ЭУК: «Методические и технологические особенности разработки электронного учебного курса Вятского государственного университета». В рамках вебинара активно обсуждались вопросы создания интерактивных электронных учебных курсов с практическими и лабораторными занятиями:
- как разработать программу курса
- какие требования предъявляются к среде разработки электронного курса
- как обеспечить совместимость курса с платформой webtutor
- как обеспечить подготовку качественных видеолекций на высоком уровне.
Коллеги из ФГБОУ ВятГУ поделились опытом создания электронного модуля с использованием видеотехнологий.
Данный учебный модуль является частью программы профессиональной переподготовки инженерных кадров «Разработка иммунобиологических препаратов и технологий их производства» (объем 600 часов). Программа делится на 4 направления, охватывающих 4 группы специалистов, и предназначена для инженеров-разработчиков технологий производства: 1.вакцинных препаратов; 2. моноклональных антител и рекомбинантных белковых препаратов; 3.готовых лекарственных форм; 4.менеджеров в области разработки и внедрения иммунобиологических препаратов.
Спикерами стали: Литвинец Сергей - проректор по науке и инновациям Вятского государственного университета, Михеев Александр - заместитель начальника управления электронного образования ВятГУ.
По словам проректора ВятГУ С.Литвинца, «менеджер в нашей отрасли - это скорее инженер, который настолько глубоко разбирается во всех технологических процессах, что может проектировать технологии и квалифицированно контролировать их разработчиков и специалистов. Поэтому при проектировании мы использовали принцип универсальности модуля – применимость для обучения всех участников процесса создания иммунобиологических препаратов».
Принципы проектирования ЭУК
Универсальность. Модуль изначально проектировался для менеджеров, но создан таким образом, чтобы любой разработчик в фарминдустрии мог найти в нем необходимые знания и для себя. Технологии на инновационных предприятиях особенно в биофарминдустрии очень быстро развиваются. Соответственно, бывает переток кадров и возникает необходимость посвятить значительную долю работников в новую технологию. Модуль позволяет быстро проинформировать специалиста, который работал «на вакцинах», в технологию создания моноклональных тел.
Высокий потенциал тиражирования. Логически завершенный вид модуля позволяет изолированно с легкостью и в отрыве от общей программы его распространять.
Использование как PR ресурс. Модуль тезисно рассказывает о всей программе, соответственно, у тех, кто его проходит появляется интерес к продолжению обучения по другим направлениям. Модуль разбит на блоки, которые позволяют выбрать слушателю отдельную технологию для изучения, помимо этого это дает возможность прохождения курса как последовательно, так и параллельно. Это также дает возможность использовать курс как PR-инструмент – для рекламы образовательной программы.
Разбивка на тематические разделы. Материал курса разбит на логически завершенные темы, что упрощает навигацию и позволяет сконцентрироваться на нужных фрагментах.
Использование возможности гипертекста. Курс корректно отображается в различных браузерах.
Информативность и наглядность. За счет использования различных визуальных технологий представления информации и принципа интерактивности.
Тестирование и выполнение контрольных заданий. Практическое задание заключается в том, чтобы создать и заполнить некий документ. Это уход от банального выбора одного варианта ответа из предложенных и невозможность «случайного попадания». Только реальное прохождение и завершение курса позволит справиться с контрольным заданием.
Образовательные результаты
Модуль как изолированная логически завершенная образовательная единица формирует профессиональную компетенцию ПК 5.3 – умение контролировать все этапы производства иммунобиологических препаратов.
«К этой компетенции мы долго шли - тщательно формулировали, что же должен уметь делать менеджер: контролировать, анализировать и оценивать риски по качеству продукции, составлять технологические схемы получения препаратов, оптимизировать этапы производства и тд.», - сказал Сергей Литвинец.
Структура дистанционного модуля
Модуль состоит из: 1 .введение, которое отражает ситуацию с биофарминдустрией в стране, 2. основных правил производства и применения технологий; 2. технологий производства вакцинных препаратов; 4. технологий производства белков и иммуноклональных антител.
Учебно-методические материалы
В данном модуле их 9 видов. Традиционные – видеолекции, тестовые задания, презентационный материал. И редкие на сегодняшний день - видеолабораторные работы и тренажеры. Выглядит это так: в одной части экрана идет видеолекция, параллельно с ней выводится список литературы, ниже выложены презентации.
Основной принцип видеолабораторных работ в том, что слушатель видит, как работать руками в реальности. При этом параллельно на экран выводятся пояснения и технические параметры, то есть это синтез текста и видео материалов.
Тренажер входа в чистое помещение. Это эксперимент Вятского государственного университета. Цель - отработка основных правил и навыка работы в чистом помещении. По отзывам предприятий-партнеров, это оказалось крайне актуальным нововведением. Ведь специалисту сложнее вспомнить и применить инструкции, нежели пройти практику и приобрести собственный опыт, доведенный до автоматизма.
В оставшейся части вебинара коллеги обсудили сложности и технические трудности разработки ЭУК, рассказали об особенностях создания дистанционных обучающих продуктов.
eNano продолжает серию бесплатных вебинаров-консультаций по оказанию методической помощи в подготовке ЭУК. Приглашаем всех желающих к участию. Следите за анонсами на сайте edunano.ru.